Показники темпу (швидкості) читання вголос і мовчки*
Види читання |
Семестр |
Класи |
||
2-й |
3-й |
4-й |
||
1. Вголос |
І |
25-40 40-60 |
55-65 65-75 |
70-80 80-95 |
2. Мовчки |
І |
- 45-70 |
75-90 90-110 |
90-110 100-130 і більше |
* Під час оцінювання вчитель не знижує бал, якщо темп читання несуттєво нижчий (на 2-4 слова) від нормативного, але при цьому учень достатньо повно розуміє зміст прочитаного.
Существует методика профессора И.П. Федоренко, которая гласит, что при работе над книгой важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.
Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создает раздражение и запоминается. Потому, если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные упражнения, длинные по времени; мы должны упражнения проводить короткими порциями, но с большей частотой.
Что же зачастую наблюдается во многих семьях? Папа или мама усаживают своего ребенка, и говорят следующее: "Прочитай вот эту сказку. Пока не прочитаешь, из-за стола не выходи”. При той низкой технике чтения, которой обладает первоклассник, ему необходимо час – полтора, чтобы прочитать эту коротенькую сказку. Это час – полтора очень трудной работы. Папа и мама допускают здесь очень серьезную педагогическую ошибку, подавляя у ребенка желание читать. Было бы гораздо лучше, если бы домашняя тренировка проводилась тремя порциями по 5 минут. Небольшой абзац ребенок прочитывает и пересказывает его содержание. Через час-два еще одна порция. Перед сном еще одна порция.
Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения.
Режим щадящего чтения – это такой режим, когда ребенок прочитывает некоторый объём и после этого получит кратковременный отдых.